Информация


Сокровища королей династии Меровингов впервые представлены в музее имени Пушкина в Москве

Сокровища королей франков впервые представлены в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве на выставке "Эпоха Меровингов - Европа без границ". В экспозицию вошли более тысячи экспонатов из собраний российских музеев и Музея древней и ранней истории Берлина, многие из которых до этого не выставлялись.

Сокровища королей династии Меровингов впервые представлены в музее имени Пушкина в Москве

"Выставку можно назвать сенсацией, поскольку она объединила разрозненные части одной эпохи", - заявил на открытии экспозиции государственный министр по делам культуры ФРГ Бернд Нойман. По его словам, "выставка послужит укреплению культурного взаимодействия между странами".

Выставка продлится до 13 марта. Планируется, что эта экспозиция будет представлена в Эрмитаже в июне 2007 года.

МОСКВА, 12 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Кувшинова

Сокровища эпохи Меровингов

К сокровищам эпохи Меровингов можно отнести многое. Исторические события, эпос, легенды, саму необычную среду. Но в этом сообщении я решила рассказать о материальных свидетельствах этой эпохи. К сожалению, самое главное сокровище – Золотое Блюдо – мне вряд ли удастся когда-либо увидеть, но некоторые вещи, которые помогают воссоздать в воображении эпоху, мне посчастливилось рассмотреть.

Сокровища королей династии Меровингов впервые представлены в музее имени Пушкина в Москве

В Москве, в ГМИИ проходила очень интересная выставка «Эпоха Меровингов – Европа без границ». Пропустить такое событие я не могла, и вот, отстояв приличную очередь, я наконец попала на выставку. Как же я люблю атмосферу таких мероприятий! Был будний день, по залу прогуливались специалисты и такие же фанаты, как я, стояла благоговейная тишина, иногда прерываемая взволнованным шепотом или скрипом карандаша. В стеклянных витринах загадочно поблескивали бесценные сокровища разных европейских народов, современников Меровингов.

В этот период на руинах Римской Империи стали создаваться первые европейские государства, очень милитаризированные по общему духу.

Практически все предметы (в основном – оружие и украшения) копировали культуру Рима и Византии (позднеантичную). В V веке очень широкое распространение получил полихромный (многоцветный) стиль, возникший когда-то в Иране. Это сочетание двух материалов и цветов – золота и граната. Украшения, выполненные в этом стиле, пользовались огромной популярностью. Они действительно смотрятся очень богато и торжественно – предметы крупные, на золоте (часто – с насечками и зернью, что усиливает его блеск) сияют очень яркие гранаты необычайно густого и насыщенного алого цвета. Подобная женская фибула могла весить до полкилограмма (!) и быть до 30 см в длину.

Сокровища королей династии Меровингов впервые представлены в музее имени Пушкина в Москве

Символом всей эпохи считается стиль клуазоне («перегородчатые инкрустации»). Вещь, изготовленная в таком стиле, кажется очень густо усеянной гранатами, разделенными тонкими перегородками. Для получения такой вещи на основу изделия напаивались бортики, а внутри них – тонкие вертикальные перегородки, которые составляли саму ювелирную композицию.

Мечи, ножны, фибулы смотрелись сказочно! В этом же стиле были выполнены фантастические сокровища из погребения варварского вождя (V век, территория современной Румынии) – особенно накладка в виде орла (в эпоху Меровингов были очень популярны мотивы хищных птиц). Это довольно крупное изделие, у орла гордо поднят перламутровый клюв, а перья выложены алыми гранатами в золотых ячейках. Эти перья меня просто потрясли – поначалу мастер напаял каждую ячейку в форме пера на основу. Потом в каждую ячейку был положен крошечный кусочек золотой фольги с процарапанным узором пера. Сверху каждая ячейка прикрывалась прозрачными гранатами для тела и перламутром для хвоста и клюва. Получился пурпурный орел.

Так же было интересно посмотреть на германские фибулы в виде буквы «S», с птичьими головами на концах (вероятно, это изображение Хугина и Мунина).

Сокровища королей династии Меровингов впервые представлены в музее имени Пушкина в Москве

Еще одно очень характерное украшение – это «пальчатые фибулы». Такие украшения имеют в верхней части овальные выступы, похожие на пальцы. Вся фибула обычно покрыта удивительным узорным орнаментом, в некоторых есть вставки драгоценных камней. Первыми их ввели остготы Италии. Такая мода приобрела повсеместную популярность, в том числе и среди балтов и славян (от крымских готов?), а от славян такая мода проникла даже к финнам.

Очень интересными мне показались методы кербшнита и тауширования, с их помощью делались очень красивые воинские пояса и украшалось оружие. Тауширование сохранилось до эпохи Средних Веков в качестве одного из основных методов украшения рыцарских доспехов.

Сокровища королей династии Меровингов впервые представлены в музее имени Пушкина в Москве

Любопытными экспонатами мне показались нательные кресты, которые часто были украшены различными зооморфными композициями, что косвенно указывает на плавный переход от язычества к христианству, и франкские круглые броши удивительно простой, но изящной формы и орнамента. Они во многом повторяли очень древние формы, которые можно увидеть и в экспонатах бронзового века – апельсин, разрезанный поперек; стилизованный цветок (например, в троянских находках); круглый диск, на котором гармонично размещены разноцветные камни; зернь и узоры из тонкой проволоки на основе диска, золотые листы в виде простых геометрических фигур, наложенных друг на друга (квадрат в круге и т.д.).

Фантастически прекрасные подвески-лунницы можно было рассматривать очень долго - они были покрыты удивительно тонким узором! Серьги (которые когда-то носили и мужчины, и женщины) были выполнены с изяществом и гармоничностью, достойными уважения. И отчего современные ювелиры и декораторы не хотят повторять завораживающие открытия древности?

Сокровища королей династии Меровингов впервые представлены в музее имени Пушкина в Москве

Выставку я покидала со смешанным чувством. С одной стороны, не хотелось показать себя «Кащеем, что над златом чахнет», но с другой стороны, я подумала, что понятие «сокровище» применимо ко всем этим предметам уже в значении «духовное сокровище красоты ушедшей цивилизации» и этим утешилась.

Источник


Другие новости по теме:


Просмотров: 2910 | Дата: 13 марта 2007